Суббота, 2024-04-20, 4:49 PM
 
Начало Каталог файлов Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Нормативная документация
» Файлы » ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Формирование функциональной грамотности – актуальная проблема современного образования
[ СКАЧАТЬ ФАЙЛ С СЕРВЕРА (3.27 Mb) ]
Формирование функциональной грамотности – актуальная проблема современного образования

Л.В.Сомова,
заведующая УМС ИМО по Советскому району г.Казани,
учитель русского языка и литературы
  МБОУ СОШ №15 с УИОП Советского района г.Казани

В соответствии с майским указом президента Владимира Путина, Россия к 2024 году должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. По словам Сергея Кравцова, бывшего главы Рособрнадзора, нынешнего министра просвещения РФ, «Скорее всего, показатель будет по PISA…»

Почему по PISA?

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования, где отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

«Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Позднее термин ФГ вошёл в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

С 2019 года Минпросвещения реализует проект «мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся», в рамках которого были использованы подходы, применяемые в PISA по математике, чтению, естественным наукам, а также финансовой грамотности, развитию креативности, знанию глобальных проблем человечества.

Как в России оценили результаты рейтинга по итогам  PISA – 2018?
По словам заведующей Центра оценки качества образования при РАО Галины Ковалевой, несмотря на то, что в результатах России  «Небольшое снижение действительно есть, но PISA в отчете признает позитивную тенденцию, так как Россия по исследованию в 2018 году вошла в список стран с позитивным развитием качества школьного образования».

Высокие места в рейтинге 2018 года заняли страны, в которых образование носит практикоориентированный характер, Россия в настоящее время находится в процессе перестройки на такой тип обучения, говорит главный научный сотрудник Института образования ВШЭ, бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А также является основой для выстраивания профессиональной и личной компетенции обучающихся.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Каковы результаты исследования читательской грамотности при проведении PISA?
Наибольший интерес представляют результаты по чтению, где произошло сильное и статистически значимое снижение. После заметного роста в течение девяти лет уровень читательской грамотности снизился на 16 баллов, и Россия «откатилась» к показателям 2012 года. Важно отметить, что подобное снижение произошло и в других странах, которые находились на схожих с Россией стартовых позициях в самом начале мониторинга в 2000 году, например, в Португалии и Латвии, а также в среднем по ОЭСР и в Финляндии, стране — лидере 2000 года (рисунок 2). Скорее всего, в этом виде грамотности Россия достигла своей «зоны комфорта» при нынешних содержании и технологиях образования, и в будущем возможны колебания как в большую, так и в меньшую сторону. Информационно-справочное издание ВШЭ «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКИХ УЧАЩИХСЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ, МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA‒2018 И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» Редактор: И. Гумерова (2 (25) 2019)

В 2018 году по читательской грамотности Россия заняла 31 место, хотя в 2015 году  занимала 26 место. Исследователи утверждают, что снижение читательской грамотности – общемировое явление. Но это слабое утешение.

В рамках мониторинга формирования функциональной грамотности была проведена апробация заданий в формате PISA. Среди недостатков, помимо специфических, математических, отмечались и такие, как  
• Непонимание, что означает «доказать», «обосновать».
• Отсутствие развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную информацию.

Эти недостатки свидетельствуют о недостаточном уровне развития читательской компетентности.
В чем заключаются проблемы? На мой взгляд, их несколько.
• Незнание педагогами специфики и особенностей тестов в формате PISA
• Невладение технологией работы с компетентностно-ориентированными заданиями (текстами)
• Отсутствие разработанных дидактических материалов с компетентностно-ориентированными текстами
• Учебники не соответствуют данным требованиям
• В пресс-службе Минпросвещения пояснили, что в 2018 году изменилась технология оценки, в частности, по читательской грамотности — формат заданий включил в себя «задания с гиперссылками». «Принят новый формат заданий, требующий помимо навыков чтения серьезные навыки работы с компьютером», — уточнили в пресс-службе ведомства.

Один из способов реализации компетентностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного "связывания" необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA - они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики.

Составляя задачи в формате PISA, необходимо учитывать их следующие признаки:
• условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос; много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе:
• необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.).
• необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации,
• форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые даже не были сформулированы четко.
Какие характеристики читательской грамотности учитываются тестом PISA?
Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом. Последние две составляющие в тесте PISA представлены на разных уровнях сложности.

Классификация предлагает различать следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и учебные.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека –письма, беллетристика, биографии, информационные тексты, а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.

В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивн». Распределение текстов по типам читательских ситуаций в печатном варианте теста PIS ые обучающие программы.

В деловых ситуациях текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Например, поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела
Распределение текстов по типам читательских ситуаций в печатном варианте теста PISA-: личные – 30%, общественные – 30%, учебные – 25% деловые – 15%.

Пять шагов к полному и глубокому пониманию текста укрупнены в три читательских умения и соответствующие им действия:
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
2. Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя - интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать,
3. Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его - осмыслить и оценить (сообщение).



Категория: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ | Добавил: admin | Автор: Сомова Л.В.
Просмотров: 353 | Загрузок: 180 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2006—2024 УМС ИМО УО ИКМО "Город Казань" в Советском районе г.Казани. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на sovedu.ru обязательна.

Почтовый адрес: 420073, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Шуртыгина, д.1
Яндекс.Метрика
Категории каталога
Единая методическая тема района [3]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ [90]
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ [6]
ОЛИМПИАДЫ [36]
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН [65]
ПНП Образование [12]
Аттестация [45]
Информация для ДОУ [13]
Информация для УО [228]
Документация ОУ Советского района [4]
Курсовая подготовка [10]
"Учитель года" [144]
Конкурс авторских программ [3]
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ [298]
Год педагога и наставника [6]
Поиск по каталогу
ССЫЛКИ