ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЭТАПЕ IV ВСЕРОССИЙСKOГО КОНКУРСА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
IV Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений (далее Конкурс) проводится в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие воспитания в системе образования» на 2008-2010 годы (далее Программа), утвержденной приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 16 октября 2007 года №283. Конкурс проводится в целях обновления научно-методического обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрения современных форм и методов воспитательной деятельности, повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Задачи конкурса: выявление актуальных и перспективных методик воспитания, используемых в практике работы образовательных учреждений; обновление содержания и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных традиций и современного опытa: создание информационного банка существующих воспитательных систем образовательных учреждений всех видов; развитие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства, педагогических работников: поддержка и стимулирование инновационной деятельности педагогических кадров в области воспитания и создания воспитательных систем; совершенствование взаимодействия науки и практики в организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях; при влечение внимания педагогической oобщественности к важности создания и функционирования воспитательных систем образовательных учреждений.
Организаторы Конкурса Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию при участии; Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально - педагогической поддержи детей и молодежи»; Федерального института развития образования; Центра теории воспитания ИТИН Российской академии образования; Кафедры педагогики и психологии Академия повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования; Межрегиональной общественной opганизации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса». Центра «Педагогический поиск».
Участники Конкурса В конкурсе могут принять участие образовательные учреждения всех типов и видов независимо от ведомственной принадлежности.
Руководство Конкурсом Подготовку и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет (приложение). Для подготовки и проведения региональных конкурсов создаются соответствующие региональные оргкомитеты. Оргкомитет проводит заочный этап и финал Конкурса, утверждает состав жюри по каждой номинации.
Конкурс проводится по следующим номинациям: 1. дошкольные образовательные учреждения. 2. общеобразовательные учреждения; 3. специальные (коррекционные) образовательные учреждения 4. образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого закрытого типа; 5. учреждения начального профессионального образования: 6. учреждения среднего профессионального образования: 7. учреждения высшего профессионального образования; 8. образовательные учреждения дополнительного образования детей.
Сроки и порядок проведения Конкурса Конкурс проводится с мая по декабрь 2008 года. 1 этап: май-сентябрь 2008 год - региональные (республиканские, краевые, областные) конкурсы. Органами управления образованием исполкомов муниципальных образований направляется представление на победителей районного, городского этапа конкурса (с указанием номинации, почтового адреса, телефона, Е - mail oбpaзoвательного учреждения; Ф.И.О. руководителя учреждения и авторов материалов) в Министерство образования и науки РТ с пометкой «Koнкурса воспитательных систем, номинация №» в срок до 1 сентября 2008 года. 1. дошкольные образовательные учреждения и сектор ДОУ (2 зд., каб. 15); 2. общеобразовательные учреждения и ОПЦУСО (1зд., к.18). 3. специальные (коррекционные) образовательные учреждения (2зд., к 12) 4. образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа (2 зд. к 12); 5. учреждения начального профессионального образования (2 зд.к13); 6. учреждения среднего профессионального образования (2 зд. к.4) 7. учреждения высшего профессионального образования в (2 зд. к.21) 8. образовательные учреждения дополнительного образования детей в ОВиДО (2зд.к. 14).
II этап: октябрь ноябрь 2008 года заочный федеральный этап (работа экспертных групп и жюри, подведение итогов Конкурса, определение лауреатов и дипломантов III степеней по указанным номинациям). III этап: декабрь 2008 года финал Koнкурса (награждение победителей) Работы победителей республиканского этапа направляются для участия в заочном федеральном этапе Конкурса. Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с организаторами Конкурса создается Экспертный cовет. Экспертный совет проводит II этап Конкурса и определяет победителей в каждой номинации.
Требовании к содержанию и оформлению материалов Представленные на Конкурс материалы с описанием воспитательной системы образовательного учреждения должны состоять из следующих разделов; 1. Краткая справка об образовательном учреждении. 2. Концепция воспитательной системы, где в общих чертах могут быть описаны её компоненты: цели: основные виды совместной деятельности детей и взрослых в рамках которых происходит достижение данных целей: отношения, складывающиеся между основными её субъектами: характер взаимоотношений с окружающей средой: особенности управления воспитательной системой. 3. Подробное описание основных способов достижения детей воспитательной системы (сценарные разработки конкурентных дел, акции других мероприятий даются в приложении). 4. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой: планирование процесса воспитания: организация работы педагогических кадров: поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов; контроль процесса воспитания. 5. Приложения, которые могут содержать в себе: должностные инструкции педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в образовательном учреждении; планы работы педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в образовательном учреждении; сценарные pразработки наиболее важных дел, событий, акций, мероприятий или методические рекомендации к их проведению: тексты диагностических опросников, используемых для осуществления контроля процесса воспитания. Объем всех материалов без Приложений не должен превышать 30 страниц печатного текста. Объем Приложений не ограничивается. Весь материал должен быть представлен на электронном носителе (дискете или диске) в формате Word for Windows. Пo каждому материалу обязательно должны быть указаны источники, авторы и составители. Если материалы ранее публиковались или участвовали в других конкурсах необходимо указать: где и когда. Материалы, ранее представлявшиеся на подобный Конкурс, к рассмотрению не принимаются. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Рецензии авторам не высылаются. На титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество автора (авторского коллектива), место работы, должность, наименование и адрес образовательного учреждения, телефоны, а также перечень предоставленных материалов.
Критерия оценки материалов 1. Компактность и информативность представленной справки oб образовательном учреждении. 2. Соответствие представленной концепции следующим требованиям: сформулированная в концепции цель (цели) воспитательной системы для данного образовательного учреждения, её постановка исходит из наличных проблем данного образовательного учреждения, её достижение отслеживается по чётким и понятным критериям; указываемые в концепции основные виды совместной деятельности детей и взрослых в рамках которых происходит достижение поставленных целей, носят отчётливo выраженный воспитывающий характер: в концепции четко выделена системообразующая деятельность, называются факторы, делающие её привлекательной для большинства воспитанников, приводятся доказательства того, что педагоги хорошо владеют способами самостоятельной и совместной с детьми организации этой деятельности: показывается, каким образом в рамках этой деятельности достигаются цели воспитательной системы: в концепции названы пути способы гармонизации деловыx и неформальных отношений между основными субъектами вoспитательной системы: в концепции описаны характер и особенности, взаимодействия образовательного учреждения с окружающей средой; в концепции названы приоритеты управленческой деятельности администрации образовательного учреждения; сама концепция непротиворечива, реализуема и соответствует имеющимся у образовательного учреждения ресурсам (кадровым, материально – техническим, финансовым и др.): не приветствуется наличие в концепции абстрактных и наукообразных рассуждений и методологических основаниях, парадигмах, принципах, подходах к воспитанию вообще и воспитательной системе в частности. 3. Соответствие представленных в описании основных способов достижения целей воспитательной системы следующим требованиям; все называемые авторами способы описаны подробно и понятным другим педагогам языком, наукообразие не приветствуется: выбор способов целесообразен и грамотно обоснован: воспитательное значение этих способов очевидно или разъяснено авторами. очевидна высокая степень участия обучающихся и воспитанников в планировании организации, осуществлении и анализе упоминаемых в описании дел: имеется достаточное количество внеаудиторных (внеклассных, внешкольных) форм деятельности субъектов воспитательной системы: наличие оригинальных, нешаблонных авторских идей и находок. 3. Представленное описание управления образовательным учреждением как воспитательной системой должно содержать в себе перечисление конкретных способов планирования воспитательного процесса, организации работы педагогических кадров, поддержки мотивации воспитательной деятельности педагогов и осуществления контроля процесса воспитания.
Подведение итогов Конкурса Участники II этапа Конкурса получают свидетельство участника. Наиболее успешные работы будут отмечены специальными дипломами. Дипломанты Конкурса (по 20 в каждой номинации) будут награждены ценными подарками, комплектами актуальной методической литературы и годовыми комплектами профессиональных журналов. Победителям присваивается звание Лауреата с вручением памятных призов. Отдельными дипломами будут награждаться руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляющих управление в сфере образования, представившие на Конкурсе наиболее качественные материалы. Материалы, представляющие профессиональную ценность, будут опубликованы в сборниках и педагогических изданиях с выплатой соответствующего авторского гонорара. Результаты Конкурса будут опубликованы в Учительской газете, журналах «Народное образование», «Классный руководитель», «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе». «Спутник классного руководителя», «Воспитание школьников», на сайтах организаторов Конкурса. |