Методические рекомендации к проведению секций августовской конференции работников образования г.Казани в 2008 году. Предлагаемые формы проведения секций августовского совещания и их характеристика. 1. Аукцион мастер-классов Сегодня мастер-класс рассматривают как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителя, так и руководителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего мастерства. Что же такое мастер - класс и какова особенность его проведения? Мастерство-высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия. Учитель - мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно - воспитательных задач. В сознании большинства мастер-класс - это когда более опытный и умный человек делится с другими людьми своим знанием в той или иной области, которая может находиться в любой сфере человеческой деятельности, и показывает «класс» в своём деле. Так ли это на самом деле? Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. В нынешнее время в разговорной речи они проводятся кем угодно и для кого угодно, хотя изначально были уроками маститых музыкантов для музыкантов начинающих, желающих усовершенствовать свои навыки игры на инструменте. Маэстро слушал игру одного из студентов (как правило, самого успешного), затем давал ценные замечания, указывал на ошибки, иногда сам играл тот же отрывок и после этого заставлял испытуемого повторить экзерсис. Позже значение понятия «мастер-класс» расширилось, включив в себя также живопись, драматическое и другие виды искусства. Возможные направления для представления опыта Мастера: • Организация деятельности органов государственно-общественного управления в школе. • Развитие финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. • Управление школой с использованием ИКТ. • Создание школьной команды как фактор участия и эффект реализации ПНПО. • Инновационные процессы и их влияние на изменение облика школы. • Влияние грантовых конкурсов (в том числе ПНПО) на развитие инновационных процессов в современной школе. • Грантовые проекты как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. • Инновационные программы школы и их интеграция с городскими программами развития образования. • От «точек роста» отдельных школ-участников ПНПО - к кооперации школ для реализации инновационных проектов. Подготовить выступление в рамках ОДНОГО из направлений по следующим вопросам: Главные вопросы (вопросы для презентации школ): -какие элементы моей программы развития могут быть приняты как руководство к действию в других школах г.Казани? -почему реализация программы способна вызвать изменение в системе (социума, образования, культуры) моего города? -при каких условиях это станет возможно? Чья нужна поддержка? -какая должна быть школа, чтобы моя программа развития (или ее элемент) сработала и в ней? Функции. Мастер (Руководитель школы или его заместитель): -презентует опыт образовательного учреждения по выбранной теме -отвечает на вопросы экспертов и аудитории Регламент проведения мастер-класса. Каждая из школ представляет (10-15 минут) Презентацию опыта с демонстрацией тематических материалов: -обоснование основных идей; -характеристика творческой лаборатории (описание достижений в опыте работы, источников, откуда школа черпала свои идеи, доказательство результативности); -определение проблем и перспектив в работе. 2. Регламентированная дискуссия Регламентированная дискуссия. Название говорит само за себя: аудитория получает четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всей аудитории. Примерная структура малой группы: ведущий (организует обсуждение проблемы, привлекает всех членов группы); аналитик (задает вопросы, подвергает сомнению высказываемые предложения); протоколист (фиксирует предложения, представляет позицию группы перед аудиторией); наблюдатель (дает оценку работы каждого члена группы). Цель: выявление взаимодействия одаренности и нравственности в системе городского образования, противоречий во взглядах на задачи, механизмы и последствия формирования этого взаимодействия. Формат дискуссии: группа экспертов, имеющих и не имеющих прямого отношения к образованию, высказывает свое мнение. В ходе высказывания эксперт может получать вопросы от других экспертов, из зала, от ведущего. В дискуссии и должны оформиться различные точки зрения на проблему. Перечень этих проблем фиксируется, в итоге дискуссии оглашается как титульный список, вокруг которого и будет строиться вся работа. Правила ведения дискуссии 1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения. 2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия. 3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение. 4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего. 5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться. 6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения. 7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов. 8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы. 3. Аукцион инновационных идей Инновационная деятельность в системе образования - управляемая деятельность по созданию, восприятию, оценке, освоению, и применению педагогических новшеств. Инновация педагогическая - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества). Улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Примерные вопросы для обсуждения: Развитие общественного участия в управлении образованием как возможность получения качественного образования. Представление и обсуждение (проблемный анализ) публичных отчетов о деятельности ОУ. Пути совершенствования системы аттестации и лицензирования ОУ: технологии общественного участия в лицензировании и аккредитации. Эффективные механизмы вовлечения граждан в оценку качества образования и управление образованием и т.д. 4. Круглый стол Круглый стол - форма обсуждения проблемы с целью обобщения идей, мнений и опыта участников обсуждения. Круглый стол как метод используется для обсуждения сложных вопросов со специалистами и для обмена опытом. Цель круглого стола состоит в обсуждении идей, углубление знаний по решению проблемы. Основные задачи круглого стола заключены в -организации активной самостоятельной работы; -снятии и постановке вопросов; -организации творческого мышления и формирование продуктивной деятельности; -обмене знаниями и опытом; -поиске решения актуальных проблем, выявление передового опыта работы. В современном значении выражение круглый стол употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; характеризуется тем, что: -все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; -все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Проведение круглых столов Название, по-видимому, заимствовано из журналистики, и означает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов, под руководством модератора. Обычно в начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии. Обычно цели «круглого стола» - выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой. Иногда, для придания остроты дискуссии, на «круглый стол» намеренно приглашают представителей разных школ, разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних, однобоких знаний. 5. Форум Форум (от лат. forum) — это площадь для массового тематического общения. Слово произошло от первоначального Римского Форума, по подобию которого затем появились форумы по всей Римской империи; это слово часто используется для обозначения мест публичного общения. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Обсуждение должно соответствовать теме. Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следит модератор — участник, наделённый возможностью удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников. Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в ее пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле). 6. Защита передового опыта Передовой педагогический опыт - это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов. Передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям: - соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества; - направленность на решение актуальных задач; - устойчивые высокие результаты обучения и воспитания и развития учащихся; - рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил руководителя, учителя, учащихся, времени и средств); - возможность внедрения опыта, т.е он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Защита опыта: - показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт; - определяются цели и задачи; - описывается и оценивается деятельность учащихся и педагогов; - дается характеристика условий, в которых формировался опыт; - дается описание результатов, показываются трудности, ошибки; - раскрывается ценность опыта для других. 7. Проектировочный семинарЭто практическое занятие в форме дискуссии по какому-либо заранее оговоренному вопросу, на котором выступает с речью сначала один человек, затем отвечает на задаваемые ему вопросы и получает комментарии по выступлению. Семинар такого вида проводится с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с основной деятельностью всех, кто участвует в данном мероприятии. Целью проектировочного семинара является разработка эскиза проекта, направленного на решение проблемы с учетом имеющихся ресурсов. |