Анализ результатов единого государственного экзамена по физике в Советском районе города Казани
В экзамене по физике, проходившем 13 июля 2009 года в форме ЕГЭ принимало участие 277 выпускников из 32 МОУ Советского района города Казани.
Единый государственный экзамен по физике на этапе государственной (итоговой) аттестации сдавали 277 учащихся, что составило 14,38 % от общего количества 1926 выпускников по Советскому району города Казани.
Участники ЕГЭ в Советском районе города Казани показали следующие предварительные результаты: - средний тестовый балл составил 46,06 балла, - 234 участника экзамена получили результаты выше порогового значения (32 балла), установленного Распоряжением Рособрнадзора от 22.06.2009 № 1365-10, что составляет 94% от общего количества участников.
По сравнению с предыдущим годом число участников увеличилось на 98 учащихся. Экзамен по физике выбрали 211 юношей, что составляет 76,17% и 66 девушек, что составляет 23,83 % от общего количества по Советскому району города Казани.
Базовый уровень изучения физики в школе не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка не может обеспечить как усвоение необходимого объема знаний, так и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, группа учащихся, изучавшая физику на базовом уровне, не может продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы учащимися, имеющими различные уровни подготовки, выявил следующее: Выпускники, показавшие по результатам ЕГЭ неудовлетворительный уровень подготовки по физике (15 чел. / 5,41%), выполняют лишь отдельные задания базового уровня сложности и демонстрируют крайне низкий уровень владения даже основным понятийным аппаратом школьного курса физики. Школьники с удовлетворительным уровнем подготовки (126 чел. / 50,7%), показали владение основными законами и формулами при выполнении заданий базового уровня сложности. На результаты выполнения отдельных заданий для этой группы учащихся сильное влияние оказывает недостаточный уровень математической подготовки. В целом эти выпускники успешно справляются с несложными заданиями на применение законов физики на качественном и расчетном уровнях. Группа тестируемых с хорошим уровнем подготовки (85 чел./34,2%) показала систематические знания школьного курса физики при выполнении заданий базового и повышенного уровней сложности. Выпускники, демонстрируют умения решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи высокого уровня сложности, но не проявляют способностей действовать в ситуации новой физической модели в нестандартных задачах третьей части работы. Выпускники с отличным уровнем подготовки (50 чел./17%) показали владение всеми контролируемыми элементами содержания курса физики при выполнении широкого спектра заданий базового уровня сложности, при решении стандартных задач повышенного уровня, а также продемонстрировали умение комплексного применения знаний при выполнении заданий высокого уровня сложности. Учащиеся этой группы способны свободно оперировать понятийным аппаратом школьного курса физики, понимают особенности протекания достаточно сложных процессов и явлений.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. Новая форма проведения государственной (итоговой) аттестации позволяет получить объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сдававших экзамен, и осуществляет дифференциацию экзаменуемых по уровню и качеству их подготовки.
1. При обучении школьников письменным развернутым ответам на качественные задачи рекомендуется придерживаться следующей схемы решения.
• Ознакомление с условием задачи, краткая запись условия или создание рисунка, поясняющего условие задачи. (Как правило, в перечисленных выше типах заданий использование рисунков при анализе условия наиболее эффективно).
• Анализ условия задачи. Вычленение в задаче цепочки вопросов, на основании которых в дальнейшем строится логическое объяснение.
• Выделение физических явлений и характеризующих их физических величин и законов, которые необходимо использовать при ответе на составленную цепочку вопросов.
• Запись цепочки рассуждений, представляющей собой последовательные ответы на поставленные вопросы, и включающей указания, на выделенные физические явления, величины и законы.
• Формулировка вывода, представляющего собой ответ на вопрос задачи.
2. Для повышения объективности результатов необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (например, формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания). Наряду с традиционными методами и формами шире вводить в практику преподавания тестовые формы оценки образовательных достижений.
3. Анализ результатов ЕГЭ по физике 2009 года показывает, что еще ряд важных вопросов курса физики усвоен недостаточно хорошо, т.к. на базовом и повышенном уровне
• только 65 % выпускников знают законы Ньютона и владеют формулами расчета сил в природе;
• 55% выпускников справились с заданиями, в которых надо было применить одновременно закон сохранения механической энергии и закон сохранения импульса;
• 66 % выпускников владеют формулами молекулярно-кинетической теории газа;
• 53 % выпускников знают законы постоянного тока и умеют применять правила соединения проводников;
• 41 % выпускников справились с заданиями по волновой оптике;
• 53 % выпускников справились с заданиями на знание основ СТО, постулатов Бора и корпускулярно - волнового дуализма и т.д.
Анализ результатов ЕГЭ по физике позволяет предложить некоторые меры по совершенствованию процесса преподавания физики и подготовке учащихся к экзамену:
• необходимы целенаправленные усилия педагогического сообщества по повышению качества образования с учетом результатов ЕГЭ,
• необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания и др.), наряду с традиционными методами и формами шире вводить в практику преподавания тестовые формы оценки образовательных достижений.
4. Следует обратить особое внимание на то, что с 2009 г. единый государственный экзамен полностью ориентирован на стандарт профильного уровня. По Федеральному базисному учебному плану профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка 5 часов в неделю в течение двух лет обучения. Понимая сложность полноценной организации профильного обучения по физике в школах с малым числом классов-комплектов и принимая во внимание сложившихся опыт преподавания физики по различным вариативным учебно-методическим комплектам, разработчики экзамена ориентируют уровень сложности контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике на изучение предмета с недельной нагрузкой 4-5 часов в неделю. При этом в общеобразовательных классах рекомендуется выделять на изучение физики на базовом уровне 3 часа в неделю, а тем учащимся, которые собираются поступать в технические вузы, предоставить возможность «добрать» необходимый до профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике в 2007 году показал, что в целом ЕГЭ позволяют получить объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы сдававших экзамен, и осуществить дифференциацию экзаменуемых по уровню и качеству их подготовки для осуществления итоговой аттестации выпускников средней школы, а также проведение вступительных испытаний и зачисление в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
5. Стандартом по физике предусмотрено существенное расширение требований, связанных с формированием методологических умений. Отдельными заданиями (в бумажном тесте без привлечения реального оборудования) нельзя оценить, насколько учащийся владеет всей процедурой проведения хотя бы элементарных исследований, а именно это и должно являться результатом обучения. Для полноценной проверки экспериментальных умений должно быть организовано выполнение практических заданий на реальном оборудовании.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Уровень подготовки большинства выпускников средней школы в районе может быть признан удовлетворительным
2. Необходимо изменить отношение к физике как к дисциплине «по выбору», для этого:
• разъяснительная работа с учащимися и их родителями.
• заинтересовать физикой, «зажечь учеников» можно проводя внеклассные физические викторины, домашние олимпиады и др., в которых могут участвовать ученики разного уровня знаний и способностей, для дальнейшего отбора учащихся в профильные физико-математические и физико-химические классы.
3. Нужно сконцентрировать внимание на достижении усвоения учебного материала на базовом уровне всеми учащимися. С одаренными учащимися необходима отдельная работа. В их распоряжение должны быть предоставлены индивидуальные консультации и элективные курсы, позволяющие довести курс физики от базового уровня до повышенного, позволяющего подготовиться к ЕГЭ по физике и продолжить обучение в области, требующей повышенного уровня знаний.
4. В условиях ограниченного времени, отводимого в классах универсального обучения для изучения физики, необходимы принципиальные изменения в методике преподавания - разрешением созданных учителем проблемных ситуаций, математических обоснований - экспериментальными, причем в ряде случаев целесообразно заменять реальный эксперимент виртуальным. 5. Необходимо увеличить использование новых, в первую очередь компьютерных, технологий, особенно на начальной стадии изучения различных разделов физики. Модельное представление физических явлений в виде анимационных картинок может только улучшить понимание и усвоение изучаемого материала.
Полную версию материала в формате MS Word Вы можете скачать по ссылке выше...
|