Четверг, 2021-10-21, 6:09 PM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Каталог статей
» Статьи » Информация для УО » Информация для УО

Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения
 Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения
                                                                                           
В 2011-2012 учебном году все школы России перешли на обучение по новым общеобразовательным стандартам. Новые образовательные стандарты  выделили в качестве приоритетных две  стратегии современного образования — личностный и компетентностный подходы. Именно они на сегодня определяют уклад школьной жизни.
Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере  учащегося и является  инструментом самореализации  его личности. Поэтапный переход на стандарты второго поколения  предполагает несколько изменённый взгляд на преподавание предметов области «Искусство» в системе общего образования в  рамках базисного плана, который ещё в большей мере предусматривает реализацию принципа вариативности и даёт возможность образовательным учреждениям разного типа выстроить траекторию развития художественно-эстетического образования в соответствии с типом школы, концепцией её развития. Такой план создаёт условия для мотивированного выбора педагогическим коллективом и профилизации образовательного учреждения. В своей основе базисный план не претерпевает изменений
     Таким образом, следует отметить, что место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным. Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств к формированию ценностных ориентиров учащихся,  к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства.
     Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
    Изучение предметов области «Искусство» позволяют каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении МХК как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся. Здоровьесберегающий потенциал этого предмета до сих пор не до конца оценен.
         Наиболее целесообразно проведение уроков музыки и ИЗО из расчета по 1 часу в неделю при условии ведения этих уроков учителями-специалистами (учитель музыки, учитель изобразительного искусства), так как стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, требующие высокой профессиональной квалификации. Интеграция музыки и изобразительного искусства с другими предметами допустима только на основе определяющей и ведущей роли искусства и должна осуществляться специалистом в этой области. Только так возможно сохранение системы образования, где каждый предмет выполняет свою роль и системную функцию. В этом случае этим специалистом составляется учебно-тематическое планирование, позволяющее прежде всего реализовать задачи предмета искусства, включая использование информационных технологий.
 Предлагается следующий вариант освоения предметов области «Искусство» в основной школе на основе инвариантной части:
 
Изобразительное искусство – 1 час в неделю с 5 по 7 класс.
Музыка - 1 час в неделю с 5 по 7 класс.
  Искусство – 1 час в неделю в 8 классе, 1 час – в 9 классе.

    Такое предложение основывается на обеспечении возможности построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания  искусства  строится, так же, как и концепция стандартов второго поколения, - на системно - деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формированию ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта области знаний «Искусство».
Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегративным предметом МХК (включающим не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на  завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы. Предлагаемый в плане вариант интеграции предметов ИЗО и Музыка с МХК вызывает ряд, пока не конца решённых вопросов, связанных с пониманием смысла самой интеграции. Сам предмет МХК по своей сущности является интегративным, включающим знания из разных областей, наряду со знаниями об искусстве, в том числе музыкального и изобразительного искусства. Тем не менее процесс интеграции идёт. Важно, чтобы он был вариативным, соответствующим особенностям образовательной программы образовательного учреждения определённого типа.
    В основной школе осуществляется предпрофильное обучение и самоопределение учащихся. Мировая художественная культура как интегративный предмет дает возможность наиболее полного спектра построения вариативных элективных курсов,  ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.
Основным документом для исчисления количества учебного времени, отводимого для изучения предмета, является Государственный образовательный стандарт.
     В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах.
Информационные технологии органично вводятся в контекст учебной деятельности по предмету. Часы, отводимые в школьном учебном плане на проектную деятельность, целесообразно использовать для интеграции ИКТ с образовательной областью «Искусство».
    Каждое образовательное учреждение на основе школьного компонента и в соответствии с избранной профилизацией определяет количество часов, отводимых на освоение МХК в 10 – 11 классах.
Предполагается построение системы урочно-внеурочной деятельности в рамках изучаемого предмета. Сочетание урока с музейно-экскурсионной и проектной деятельностью способно реализовать цель этого предмета: силой воздействия искусства сформировать ценностные ориентиры учащихся в период формирования мировоззрения.
    При разработке учебного плана конкретного образовательного учреждения  администрация определяет  конкретные формы и способы реализации предметов области «Искусство» (музыка, ИЗО, МХК) при наличии кадров в соответствии с анализом объективной ситуации, но совершенно недопустимо подменять их преподавание другими предметами.
Нельзя ломать систему общего образования, в которой только двум предметам – Литературе и МХК отводится решение задач духовно-нравственного воспитания личности обучающихся, формирования их ценностной.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые лежат в основе стандартов второго поколения ставят учителя перед необходимостью освоения новой формы планирования учебного материала. В планировании необходимо учитывать как результативность обучения, так и возможные формы организации предметной внеурочной деятельности. Соответственно, эти позиции необходимо включить в структуру учебно-тематического планирования всех предметов.
         Как же меняется урок Искусства под влиянием этих двух подходов, составляющих главные ориентиры в постановке и решении современных образовательных задач? Что происходит с функциейурока?
         Как и любая форма организации обучения, урок зависит от своего содержания. Компетентностный и личностно - развивающий подходы меняют конфигурацию урока.
•    Первый (компетентностный) - усиливает удельный вес творческой, проектной, интерактивной, практической деятельности.
Второй (личностный) - предполагает — диалогичность, самоорганизацию, избирательность в отношении содержания и форм деятельности, актуализацию гуманитарного опыта, связанного с ценностно - смысловым анализом текстов и познавательных проблем, востребованностью собственной «авторской», личностной позиции и учителя, и ученика.
 Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
 На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, интонационно – образного содержания, формирования и развития художественно-образного мышления.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:*

в познава-тельной
 сфере:
    представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
    наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
    усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
    различать изученные виды и жанры искусств;
    описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
    классифицировать изученные объекты и явления культуры;
    структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
в ценностно-ориентацион-ной сфере:
    Представлять систему общечеловеческих ценностей;
    осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
    уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуника-тивной сфере:
    формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
    использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:    развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
    воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
    понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
    определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
    реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;

Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства.
В стандартах второго поколения  компетенция (в переводе с латинского competentia означает соответствовать, подходить) - понимается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это «знание в действии», способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
•        Предметные компетенции формируются в рамках изучения конкретной учебной
Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства.
           В процессе освоения предметов области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура)  необходимо ориентироваться на достижение следующих результатов: предметных, метапредметных и личностных. Кроме того, новые стандарты при  подведении итогов освоения предметных областей особо выделяют  результаты, не подлежащие оцениванию. Это относится прежде всего к личностным результатам. Они основываются на личностном опыте учащегося, а он всегда имеет индивидуальную эмоционально - чувственную форму, и продукт искания здесь имеет вид не универсального (единого для всех) понятия, а форму личностно значимого вывода, индивидуального смысла, который, хотя и можно выразить на понятном всем языке, но в любом случае нельзя будет передать другому те ассоциации, по поводу которых возникли соответствующие переживания.


Предметными результатами программы по образовательной области «Искусство» являются:

•    в сфере познавательной деятельности – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства (разных видов искусства), художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;  (Важно сформировать представление о том, что такое художественный образ)

•    в сфере ценностно-ориентационной деятельности – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства; (уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)

•    в сфере эстетической деятельности – эстетическое  восприятие, способность воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства; видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм, создавать условные изображения, символы; (понимать особенности разных видов искусства)

•    в сфере коммуникативной деятельности – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности; культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств; (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности)

•    в сфере физической деятельности – умение определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализация творческого потенциала, проявление индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач.

Каждый учитель на своих уроках помимо предметного результата  работает и на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты, к которым относятся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Внеурочная деятельность  по художественно – эстетическому направлению
    Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства —  необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования зрелой личности, целостной, творчески развитой, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие направления художественно - эстетического воспитания:
•    эстетическое образование, закладывающее теоретические  и  ценностные основы эстетической культуры личности;
•    художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
•    эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
•    духовно-нравственное воспитание учащихся средствами искусства;
•    воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Конечно, все эти направления деятельности тесно переплетены между собой и пронизывают весь образовательный процесс. Вместе с тем, если взглянуть на распределение этих направлений в учебном процессе, то можно предположить, что эстетическое образование преимущественно осуществляется в рамках классно-урочной системы, а вот – художественное воспитание, эстетическое самообразование и самовоспитание, воспитание творческих потребностей и способностей – в большей мере получает свою реализацию в системе дополнительного образования и программах внеурочной деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности  по художественно – эстетическому направлению:
•    формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов школьников,     их     приобщение к ценностям отечественной и зарубежной             художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
•    реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов;
•    широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала школьников;
•    формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
•    использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления обучающихся посредством внедрения современных методик арт-терапии;
•    привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации обучающихся для профилактики и коррекции асоциального поведения;
•    вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
•    выявление художественно одаренных обучающихся, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Требования к результатам освоения программ внеурочной деятельности  по искусству
Общение с миром искусства в программах внеучебной деятельности создаёт условия для развития личности школьников, повышения уровня культуры, усиления воспитательных аспектов образования. Художественная деятельность настраивает школьников на саморазвитие, самосовершенствование и осмысление духовных ценностей, воплощаемых в произведениях искусства.  Все  это способствует   приобретению школьниками опыта  познавательной  и творческой деятельности.
Личностными результатами  освоения программы внеурочной деятельности по искусству являются:
•    развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства;
•    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров;
•    умение «читать» языки разных видов искусства;
•    умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев;
•    умение самостоятельно оценивать произведения искусства;
•    способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру;
•    умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и Интернет-технологии.
Важно отметить, что при освоении программ по внеучебной деятельности акцент делается на результатах личностного развития, не подлежащих оцениванию. (Внеучебная деятельность оставляет ребенку право на разную степень погруженности в изучаемый материал. Если учебная - предполагает в обязательном порядке результат и его оценивание, то внеучебная - оставляет пространство для вариаций: от простого ознакомления,  до погружения и приобретения навыка.)

Метапредметными результатами освоения программы по искусству являются:
активное использование в эстетической и художественной деятельности общеучебных умений:
•    самостоятельно получать знания;
•    умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
•    занимать личностную позицию  по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения;
•    использовать специальные термины при анализе или оценке работ;
•    выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах.
Не подлежащие оцениванию результаты.
Выше уже упоминалось, что главной целью образовательного процесса является  - воспитание зрелой личности. Вместе с тем, измерить объективно личностный прирост, как результат образовательного процесса – невозможно. Именно поэтому наравне с результатами образования, подлежащими оцениванию, выделены – результаты, не подлежащие оцениванию. Оцениванию они не подлежат, но отслеживанию и фиксации, а по возможности и анализу с последующими рекомендациями – безусловно. Для этого каждому педагогу необходимо выработать или подобрать свой диагностический инструментарий. Это может быть – система портфолио, рейтинговое оценивание, дневник наблюдений и т.д.
Можно также обратить внимание на то, что воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником общих сведений об изучаемой области, первичного понимания  на уровне знаний повседневной жизни.  Для достижений этого уровня (условно его можно назвать – уровнем общей информированности) необходимо культурно – насыщенное образовательное пространство, содержащее некоторое количество возможностей для школьника.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к  изучаемой области в целом.  Для достижений этого уровня (уровня первых проб) необходим опыт начального взаимодействия с предметами, явлениями и т.д. изучаемой области.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного  действия. Только в самостоятельном  действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) культурным деятелем. Для достижений данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника в открытой культурной среде, в том числе и за пределами школы.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, определяемым готовностью данного школьника.
Достижения личностного развития, предполагаемые программой внеурочной деятельности предметов образовательной области «Искусства».

В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В области  ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
 -представления о душевной и физической красоте человека;
 -умение видеть красоту природы, труда и творчества;
 -интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
 -интерес к занятиям художественным творчеством;
 -стремление к опрятному внешнему виду;
 -отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Провозглашенная новыми стандартами компетентностно - ориентированная педагогическая деятельность   не может быть просто системой учебных занятий, она возможна только в особым образом организованной образовательной среде. Это система занятий, обеспечивающих урочную и внеурочную занятости учеников. В ней, как правило, работает не отдельный педагог, а сообщество взаимодействующих педагогов — другими словами, коллективный педагогический субъект. От степени сформированности коллективного педагогического субъекта напрямую зависит эффективность   педагогической деятельности в системе культурно-компетентностных уроков. В этом контексте перспективы развития  педагогического коллектива состоят в следующем: от группы работающих рядом педагогов к ценностно-смысловой, событийной детско-взрослой общности всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, их родителей, социальных партнеров школы, участвующих в проектной реализации компетентностно - ориентированной педагогической деятельности.

Источники:
1.    Примерные программы основного общего образования. Искусство.-М.6 Просвещение,2010.-48с.-(стандарты второго поколения).- ISBN978-5-09-020559-7.
2.    Фоминова М.А., Климова Т.А., Кочерова Е.А. Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство».

  М.Л. Аббасова, методист ИМО
Категория: Информация для УО | Добавил: admin (2012-11-27)
Просмотров: 7182 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2006—2021 УМС ИМО УО ИКМО "Город Казань" в Советском районе г.Казани. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.sovedu.ru обязательна.

Почтовый адрес: 420073, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Шуртыгина, д.1
Яндекс.Метрика
Категории каталога
Информация для УО [18]
Поиск по каталогу
ССЫЛКИ