Организация и проведение мастер-класса. Методические рекомендации.
Организация и проведение мастер-класса. Методические рекомендации.
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; 6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса Тематика мастер-классов включает в себя: - обзор актуальных проблем и технологий, - различные аспекты и приемы использования технологий, - авторские методы применения технологий на практике и др. Задачи мастер-класса: - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; - оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. В ходе мастер-класса участники: - изучают разработки по теме мастер-класса; - участвуют в обсуждении полученных результатов; - задают вопросы, получают консультации; - предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; - высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Алгоритм технологии мастер-класса: 1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером: - кратко характеризуются основные идеи технологии; - описываются достижения в работе; - доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективсти технологии; - определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера. 2. Представление системы учебных занятий: -описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; -определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. 3. Проведение имитационной игры: -учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; -слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4. Моделирование: -учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; -мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; -мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия 5. Рефлексия: -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через: - речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); - мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; -пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников); - умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; - искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; - педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; -психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; - коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; - чувство времени. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии: Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. Мотивированность Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом промежуточным и конечным. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа , самокоррекции). Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников 1. Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. • Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих "изюминок” (приемов) с комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ. • Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Источники: 1. Пахомова Е.Н. Что такое мастер-класс и как подготовить к нему учителя/ Учитель года России-2011// http//teacher ru/ node/40 2. Организация и проведение мастер-класса. Методические рекомендации./ Сост. А.В. Машуков; под ред. Обосколова.-Челябинск,2011.
М.Л. Аббасова, методист ИМО
Категория: Информация для УО | Добавил: admin (2012-11-27)
| Автор: Аббасова Марина Львовна
Просмотров: 3785
| Рейтинг: 0.0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]