Воспитание в системе образования Советского района
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
Если на 10 лет вперед – сажай лес,
Если же на 100лет – воспитывай детей.
Народная мудрость
Проблема развития воспитания, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как по сути, речь идет о завтрашнем дне Татарстана и России, ценностных ориентирах нашего общества.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие.
Именно поэтому на ближайшие 5 лет методической темой района является: «Социализация личности в контексте модернизации образования»
Феномен социализации связан с процессами включения растущего человека в систему социальных ролей, конкретизированных социально-экономическим строем данного общества, его воспитательным потенциалом и характером влияния на личность в ходе активного усвоения и развития существующей системы ценностей и норм поведения.
Хотелось бы отметить педагогические условия социализации, которые включают в себя:
· Поиск конкретных путей интеграции воспитательных усилий социализирующей среды;
· Актуализацию субъективной позиции участников процесса воспитания;
· Выявление возрастной специфики социализации, предполагает учет процессуальных характеристик воспитания как целенаправленной социализации.
Работа над данной темой предполагает следующие направления работы:
· Превращение школы в важнейший фактор гуманизации общественно-экологических отношений;
· Приоритет воспитания в системе образования;
· Воспитание высококультурного, интеллигентного человека, знающего историю и обычаи своего народа.
И целью воспитания становится – определение системы эффективных направлений в деятельности учреждений образования по формированию нравственно здоровой, культурной, духовной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
В 39 школах Советского района обучается 21926 учащихся. Учитывая запросы социума в районе функционируют 7 гимназий, 2 лицея, 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Целенаправленная кадровая политика, проводимая отделом образования позволяет обеспечить учебные заведения высококвалифицированными специалистами, классными руководителями.
В районе работают 1012 классных руководителей. Из них, 8.3% со стажем работы до 2х лет, 12.7 % с2 до5 лет, до 10 лет работы в должности классного руководителя 20%, а свыше 10 лет работы58.6 %.
Кадровый состав классных руководителей (диаграмма)
Количество
классных
руководителей |
Стаж работы |
|
до 2 лет |
от 2 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
свыше 10 лет |
|
|
1012 |
84 |
129 |
205 |
594 |
|
Важнейшим условием Успешной работы классного руководителя является систематическое повышение своего профессионального уровня. Форма управления профессиональным развитием классных руководителей в Советском районе происходит через Районное методическое объединение классных руководителей, которое является структурным подразделением методической службы районного методического кабинета. (РМК)
Структура методической службы, обеспечивающей воспитательный процесс представляет деятельность 4х проблемных групп (презентация в "Каталоге файлов", раздел "Другие документы")
Деятельность проблемных групп ориентирована на решение следующих проблем:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;
- создание условий для реализации творческого потенциала педагогических кадров через организацию воспитательного процесса;
- формирование воспитательной среды как средства самореализации личности.
Методическое объединение классных руководителей – это давно сложившаяся форма коллективной работы по совершенствованию научно-теоретической и методической подготовки классных руководителей.
В этом году перед РМО стоит следующая цель :
научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Задачи:
1. Повышение квалификации педагогов, занимающимися вопросами воспитания.
2. Осуществление методического сопровождения процесса формирования и развития воспитательного пространства района.
3. Участие в разработке и методическая поддержка реализации социально-значимых проектов по нравственному, патриотическому воспитанию.
4. Оказание методической помощи в выявлении, изучении, обобщении и распространения педагогического опыта организации воспитательного процесса.
Многобразна работа МО – это и учеба, теоретические и обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы.
Ежегодно на базе района проводится конкурс «Самый классный классный», в рамках традиционного конкурса «Учитель года». Главной целью конкурса является – утверждение приоритетности воспитания, формирование общественного представления о творчески работающих классных руководителях.
Результатом большой и планомерной методической работы школ № 141 и 15 стала победа классных руководителей Чугуновой О.М, и ДмитриевойО.Д. на республиканском конкурсе «Классный руководитель 2005 года».
Следует помнить, что личностно-профессиональная позиция классного руководителя – это способ реализации педагогом собственных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Условия для самообразования классных руководителей в Советском районе могут быть сформированы:
· В методической работе по проблемам воспитания (деятельность МО классных руководителей, открытые воспитательные акции и мастер-классы);
· Процесс осуществления педагогами исследовательской деятельности в сфере воспитания;
· Процесс обучения классных руководителей через курсы повышения квалификации;
· Процесс подготовки педагогов для участия в районных, региональных, федеральных акциях, проектах, конкурсах воспитательной направленности;
· Различных формах совместной деятельности педагогов (творческие и проблемные группы, педагогические конференции)
Ценным в опыте работы классных руководителей Советского района Является максимальное развитие каждого ребенка, его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников.
|