При работе с кадрами над введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) рекомендуется, чтобы учителя школы разработали индивидуальные планы своего профессионального развития, направленного на освоение и работу по новым стандартам.
Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога. Большее место здесь отводится самообразованию, обучению на рабочем месте, и учитель предстает уже сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития.
Индивидуальные планы, как правило, разрабатываются самими учителями. Самостоятельно написать качественный индивидуальный план может только зрелый педагог, хорошо информированный по вопросам реализации ФГОС, осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству.
Написание плана – это творческая работа, и насколько она станет такой на практике, во многом зависит от руководителя школы. Педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для приобретения нужных знаний и умений при работе по новому стандарту, какими возможностями системы методической работы школы, муниципальной службы и региональной системы ДППО стоит воспользоваться. Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобрела формальный характер. У многих педагогов еще сохранились в памяти не вызывающие положительных эмоций планы самообразования.
План – это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее учителю подняться над повседневностью, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало продвигаться вперед, самостоятельно решать новый задачи. Все планы повышения квалификации (индивидуальный, в частности) должны обсуждаться и утверждаться одним из органов управления методической работой. Рекомендуется заслушать и утвердить планы на заседаниях методического объединения учителей начальной школы, согласовать их содержание с задачами разработки и реализации проекта введения ФГОС. Предварительно планы могут быть просмотрены председателем МО, завучем, опытными учителями школ – экспертами, они же помогут внести замечания, поправки, дать рекомендации по их доработке. Ниже приводится структура индивидуального плана профессионального развития учителя, и даются рекомендации по его содержанию.
В структуре плана семь разделов, и в совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа. Нужно исходить из реальных задач, потребностей и возможностей учителя и школы.
Контролировать самостоятельную работу учителей по повышению квалификации трудно. Поэтому в плане предусматриваются специальные меры управления реализацией плана: формы представления промежуточ-ных и итоговых результатов и отчетность по ним. В конце отчетного пе-риода в плане делается запись о его выполнении и степени подготовленности педагога к работе по ФГОС. Отчетные материалы и сам план могут собираться, систематизироваться и храниться в портфолио учителя в электронном виде и на бумажных носителях.
Целесообразно разрабатывать план на один учебный год и конкретно (например, по четвертям) указывать в нем сроки выполнения запланированной деятельности. Однако могут быть разработаны планы или их отдельные разделы на перспективу и в четыре года. Даже хорошо разработанные планы не исключают корректировку, которая осуществляется по мере их выполнения, так как ситуация в работе учителя по истечении определенного времени может меняться.
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана развития
ПРИМЕР Индивидуального плана профессионального развития
|