Анализ результатов единого государственного экзамена по истории
в Советском районе города Казани
В 2009 г. ЕГЭ по истории в районе сдавали 142 ученика. Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы. Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Низкие баллы получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-31( 11,27%), А-27(38,73%), А-26( 47,18%), А-28(48,59%). Высокие баллы: А-3( 77,46%), А-10( 76,06%), А-12(66,9%), А-13 (73,24%), А-16 (68,31%), А-17 (72,54%), А-15 (73,24%), А-1 (69,01%), А-14 (62,68%). В целом, больше половины учеников с заданиями части А справились. Рекомендации: учителям следует обратить внимание на организацию работы по изучению хронологии исторических событий, по развитию умения соотнесения единичных фактов и явлений, определение характерных признаков событий и явлений, большее внимание уделять работе с источниками.
Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Низкие баллы получены при выполнении следующих заданий: В-5(37,32%), В-7(24,65%), В-9(8,451%), В-10(11,97). Высокие баллы: В-3(62,68%), В-6(51,41%), В-4(59,15%), В-1(41,55%). К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при их выполнении. Рекомендации: большее внимание уделять анализу документов, особенно периода истории XIX-XX вв. Часть 3 содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(46,48%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4-С7 выпускники лучше всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С4 (33,8%). Меньший результат получен при выполнении задания С7-С8 (18,31% и 12,68%). Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик. Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России. РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. XI КЛАСС.
В 2009 г. ЕГЭ по обществознанию в районе выполняли 819 учащихся. Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации. Высокие баллы: А3(82,78%), А7(78,51%), А4(76,68%), А17(76,19%), А18(68,86%).А29(66,67%). Низкие баллы: А30(32,72%), А5(50,79%). В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А. Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В. Высокие баллы: В2(80,95%), В5(80,22%), В4(76,8%), В3(66,18%). Низкие баллы: В1(51,4%). В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1, что подтверждает необходимость формирования у учащихся навыков и умений работать с текстом (задание В6).
Восемь заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений. Высокие баллы: С1(76,43%), С2(57,26%). Низкие баллы: С 5(34,8%), С3(37,97%). Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания С3, С4, С5 при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. К написанию эссе (задание С8) приступили и выполнили с положительным результатом 57,02% экзаменуемых. Типичные замечания по эссе: не раскрыт смысл высказывания, отсутствует собственная позиция по раскрываемой проблеме; формальное использование обществоведческих терминов; приведённые примеры и аргументы на уровне обыденного сознания или бытового характера не сопровождаются теоретическими обобщениями.
Общие выводы и рекомендации:
-- Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.
-- Знания и умения, проверяемые КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне («Общество. Духовная жизнь общества», «Человек. Познание человеком», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Политика»).
-- Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.
-- В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые и междисциплинарные связи.
Полную версию материала в формате MS Word Вы можете скачать по ссылке выше...
|